Доступные приборы и комплексы.

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 22 окт 2015, 06:03

Существующие сегодня приборы данной категории.
БЭВК "Марс 7" и другие приборы от Московского Опытно-Конструкторского Бюро: http://www.mars-mokb.ru/product.php
Бортовые атомные часы и эталон частоты Microsemi Quantum™ SA.45s CSAC: http://www.rockelec.com/cn/Upload/20140822160837986.pdf
Изображение
Инерциальная система навигации Silicon Sensing Systems Ltd DMU02: http://www.radiant.su/files/images/Sili ... /DMU02.pdf
Изображение
И анонсированная более совершенная версия DMU30, которая должна вскоре выйти: http://www.siliconsensing.com/products/ ... ems/dmu30/

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 08 ноя 2015, 07:14

Space Beaver писал(а):Простите, я больше не буду реагировать на Ваши сообщения, у меня на них нервов не хватает. :) При чем тут время перелета-то.... У вас им все заканчивается? Какая серийная продукция? У кого? У ЕКА или НАСА? А то, что такие приборы подпадают под договор о нераспростарнении ракетного вооружения (потому что могут использоваться на МБР) - это ничего? Никто их вам не продаст.


Чем не подходит для КА тот же DMU02 и какие из необходимых или полезных приборов сегодня нельзя купить из-за санкций, режима нераспространения или других юридических ограничений?

Аватар пользователя
Space Beaver
Сообщений: 39
Зарегистрирован: 19 окт 2015, 15:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Space Beaver » 08 ноя 2015, 07:46

Ejj писал(а):
Space Beaver писал(а):Простите, я больше не буду реагировать на Ваши сообщения, у меня на них нервов не хватает. :) При чем тут время перелета-то.... У вас им все заканчивается? Какая серийная продукция? У кого? У ЕКА или НАСА? А то, что такие приборы подпадают под договор о нераспростарнении ракетного вооружения (потому что могут использоваться на МБР) - это ничего? Никто их вам не продаст.


Чем не подходит для КА тот же DMU02 и какие из необходимых или полезных приборов сегодня нельзя купить из-за санкций?


Чем не подходит? Характеристиками. МЕМС гироскопы в принципе плохие, особенно для задач съемки, где нужны высокие точности. А этот и вовсе из рук вон плох (в смысле характеристик). К слову без гироскопа (желательно интегрирующего,а не просто датчика угловых скоростей) в этой задаче съемки с 10 км не обойтись, как мне думается.

Тут надо найти конечно прибор с наименьшими шумовыми характеристиками, нормальной ценой младшего разряда, ну и вменяемыми параметрами случайного дрейфа (низкочастотного фликер-шума),

Лучшими характеристиками обладают лазернве гироскопы. Но они здоровенные, собаки, и дорогушие.. И, как вы правильно заметили - фиг их купишь.

Этот прибор явно не лучший в своем роде. Я видел раз в 5 лучше. Ну и остутствие в описании графика дисперсии Аллана говорит о том, что не очень-то хотят делиться составляющими шумов егойные разработчики. Что тоже не радует.

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 08 ноя 2015, 08:12

У меня накидана очень грубая и наверняка лажовая весовая сводка аппарата. Я бы про нее вообще не упоминал - но ничего лучше в этом проекте пока нет, и приходится отталкиваться от самопала.
По этой сводке на систему управления и навигации приходится 15 кг. Что, как я понимаю, ставит крест на лазерных гироскопах, если только нет космических лазерных гироскопов с намного меньшей массой, чем те, что используются в авиации.

Если не обращать внимания на юридические ограничения - какие приборы для нашего КА нужны, можете составить список возможных типов и марок?

Аватар пользователя
Space Beaver
Сообщений: 39
Зарегистрирован: 19 окт 2015, 15:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Space Beaver » 08 ноя 2015, 08:39

Два звездных датчика, два трехосных интегрирующих гироскопа (можно теоретически и один, если забить на резервирование) или один четырехосный. Обычно гироскопы объединяют с акселерометрами, тогда получается БИНС. Если не объединять, то соответственно нужны еще акселерометры. Солнечные датчики (хотя можно и без них), 3 или 4 двигателя-маховика, 8 ДУ стабилизации и 1 ДУ коррекции. Больше по-моему ничего не нужно.

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 08 ноя 2015, 08:47

Как я понимаю, потребуется еще БЭВК?
Использовать в качестве звездного датчика фотокамеру не получится?
Можете привести примеры подходящего для обсуждаемого КА оборудования, если есть проблема с тем, чтобы приводить подобный список в открытую - можно в личку?
З.Ы. ДУ и топливо, маховики в моей весовой сводке в эти 15 кг не входят.

Аватар пользователя
Space Beaver
Сообщений: 39
Зарегистрирован: 19 окт 2015, 15:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Space Beaver » 08 ноя 2015, 08:55

Ejj писал(а):Как я понимаю, потребуется еще БЭВК?
Использовать в качестве звездного датчика фотокамеру не получится?
Можете привести примеры подходящего для обсуждаемого КА оборудования, если есть проблема с тем, чтобы приводить подобный список в открытую - можно в личку?


Погуглите в интернете STIM-300 от Sensonor и Азмерит (у них звездный датчик).
STIM из мелких гироскопов лучший, пожалуй... Хотя может быть есть и лучше, я не искал. Если найдете, то прекрасно. К тому же сразу акселерометры в нем.

Вообще, если аппарат 100-150 кг и можно отдать на гироскоп 1-1,5 кг... То уже можно найти очень и очень недурственный лазерный, который существенно облегчит жизнь. Вопрос массовой сводки.

Аватар пользователя
sergey.bogatov
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 31 дек 2015, 21:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение sergey.bogatov » 31 дек 2015, 21:56

Почему бы вам не рассмотреть ДОКА-Б/ДОКА-Н от НИЛАКТ. В ваши размерности она прекрасно вписывается. 50+% ваших проблем уже решены )).

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 01 янв 2016, 10:45

sergey.bogatov писал(а):Почему бы вам не рассмотреть ДОКА-Б/ДОКА-Н от НИЛАКТ. В ваши размерности она прекрасно вписывается. 50+% ваших проблем уже решены )).

Тогда уж весь "Карат" целиком брать.
Изображение
И искать способ разместить на нем потребную нам ПН, включая систему связи.
И состыковать с потребным РБ, который будет зависеть от места старта.

Аватар пользователя
sergey.bogatov
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 31 дек 2015, 21:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение sergey.bogatov » 01 янв 2016, 13:06

На мой взгляд он несколько переразмерен для одного прибора.
Возьмите Чибис, или Татьяну-2. Это если замахиваетесь на активную СОС.
Но можно и как на Юбилейном - хороший пример пассивной.

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 01 янв 2016, 13:25

Масса КА в этом проекте уже выросла "до 150 кг".
"Чибис-М" - не платформа.
"Университетский-Татьяна-2" сделан ВНИИЭМ и может рассматриваться как платформа. Но его характеристики очень близки к "Карату", плюс отказ системы ориентации в полете.
На "Юбилейном" система ориентации с использованием магнитного поля Земли. Плюс у нас потребуется наводить целевую аппаратуру и систему передачи целевой информации, скорее всего - поворотом всего КА.

Аватар пользователя
sergey.bogatov
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 31 дек 2015, 21:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение sergey.bogatov » 01 янв 2016, 14:38

С магнитным полем действительно есть нюансы. Думаю у ПН они тоже есть.
На Юбилейном СОС гравитационная, что не помешало поставить на него камеру.
А что - есть желание сразу делать платформу? Опыт ПН вас не смущает?

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 01 янв 2016, 15:11

sergey.bogatov писал(а):На Юбилейном СОС гравитационная, что не помешало поставить на него камеру.


1. На начальных витках (приём телеметрии с КА «Юбилейный» в МГТУ им. Н.Э. Баумана вёлся с 36 витка от 26.05.08) КА «Юбилейный» функционировал в режиме, близком к штатному. Наблюдался (продолжался на всех последующих витках) недостаток тока на магнитометре. Температура некоторых датчиков и бортового центрального компьютера (БЦК) колебалась, переходя верхний и нижний предел допустимых температурных нагрузок на небольшую величину. Имели место нарушения ориентации по отдельным каналам, которые вплоть до последних витков успешно парировались системой стабилизации аппарата. Ток, приходящий с солнечных батарей постоянно превышал верхний предел в 1,5-2 раза.

2. Начиная с витка ╧4471 от 18.05.09 (см. рис. 2), в бортовой системе начинают появляться негативные тенденции. Синусоидальность графика напряжения на магнитометре постоянно прерывается одиночными всплесками в сторону увеличения или уменьшения значения величины. Кроме того, температура одной из плат корпуса (плата ╧ 4) превышает допустимую величину (рис. 3) на 50 °C (155 °C вместо максимально возможной 100 °C) в течение длительного периода времени (около одного часа). Уже на следующем витке температура платы постоянно держится на отметке 155 °C и остается таковой до последних сеансов связи с КА.

3. Виток ╧12951 от 30.03.11 был последним, принятым из ЦУП МГТУ. В бортовых системах присутствуют тревожные состояния. Температура БЦК на отдельных временных участках (до 40%) находится ниже установленной границы. По-прежнему остаётся перегрев платы ╧ 4 на 55 °C и увеличено значение тока солнечных батарей почти в 2 раза. Значение силы тока на магнитометре вопреки обычному состоянию чрезмерно превышено в результате двух сильных скачков в 20 и в 10 раз. Похожие по силе скачки по току наблюдались на электрическом нагревателе и некоторых экспериментальных установках, которые обычно полностью обесточены. Были зафиксированы три сильных ошибки ориентации с интервалом 25-30 минут, первые две из них были ликвидированы. По стабилизации КА во время третьей ошибки данных нет, так как она пришлась на конец приёма. Отметим, что вторая и третья ошибка по своей величине вышли за допустимые границы, установленные технической документацией.

4. В настоящее время (на 10.09.11) связь с КА «Юбилейный» возможна и реализуется только в режиме азбуки Морзе. Информация, передаваемая в течение витка, по объёму существенно меньше стандартной многопараметрической развёртки и отражает состояние только основных параметров борта (ток и напряжение борта и солнечных батарей, температура центрального бортового компьютера, принимающего и передающего устройства, режим функционирования). Тем не менее, по этим ограниченным данным видно, что имеет место постоянное превышение установленного технической документацией температурного режима на устройствах приема и передачи данных, а также на навигационном блоке. Более того, ток борта практически равен нулю и составляет 0,18 мА вместо установленного диапазона 0,1-3,5 А. Сотрудники ЦУП МГТУ им. Н.Э. Баумана продолжают следить за развитием ситуации.

Ну или так: http://sat.sibsau.ru/index.php?option=c ... 3&Itemid=2
Изображение
Слово "гравитационный" в названии системы ориентации и стабилизации только на втором месте лишь потому, что система только из двух компонентов.

sergey.bogatov писал(а):А что - есть желание сразу делать платформу? Опыт ПН вас не смущает?

"Опыт ПН" вопиет, что лучше бы взять готовую платформу. :)
Последний раз редактировалось Ejj 01 янв 2016, 17:36, всего редактировалось 1 раз.

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 01 янв 2016, 15:33

Гравитационную СОС имел "Колибри-2000", которая его чуть и не угробила, перевернув.
Сравните размеры штанги и балансира у "Колибри-2000" и "Юбилейного".
Изображение

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 01 янв 2016, 17:33

И "Юбилейный":
Изображение

Аватар пользователя
sergey.bogatov
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 31 дек 2015, 21:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение sergey.bogatov » 01 янв 2016, 18:11

1. Проблемы на первых витках имеются у всех МКА с пассивной СОС. Некоторые из них не выкарабкиваются вовсе - можно вспомнить хотя бы судьбу УГАТУСАТ. Но проблема в принципе решается - в плоскости оптимизации емкости АБ, компоновки и мощности СБ, точности системы отделения, режимами СОТР.
2. 150 градусов на протяжении более 2-х лет - это явный отказ датчика. Поломка неприятная, но не смертельная....
3. Картина конечно апокалипсична, но если обратить внимание на дату, то 3 года САС - вполне прилично за такие деньги.
4. И все таки он скорее жив - чем мертв ))

Слово "магнитный" здесь никоим образом не связано с МПЗ, а относится к успокоителю - конструктивному элементу гравитационной штанги. Это механический демпфер, рассеивающий энергию колебания спутника вокруг положения гравитационного равновесия, превращая ее в тепловую, электрическую или иную "тёмную". )) В нашем случае, Очень грубо говоря, это железка, подвешенная в магнитном поле постоянных магнитов.

Размером здесь меряться не совсем корректно... ) Но такая проблема действительно есть. Время от времени спутники с гравитационной штангой при переходе границы света/тени все равно раскачиваются и иногда даже переворачиваются... . Это явление еще ждет своего исследователя... . Вот тут на мой взгляд не помешала бы простенькая 2-х осная активная СОС парирующая раскачку и могущая в случае чего поставить спутник с головы на ноги... СОС может быть совсем нетрадиционной - скажем привод раскачивающий штангу с противовесом в нужной плоскости и в нужно фазе с самим спутником - принцип детских качелей.

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 01 янв 2016, 20:49

Да, вы правы, я неверно представлял себе магнитно-гравитационную СОС.
Но в нашем случае это не важно, поскольку обсуждаемый КА должен быть активно маневрирующим, чтобы при старте с низкой земной орбиты или перелетной Земля-Луна в лучшем случае прибыть на целевую низкую орбиту искусственного спутника Луны.

Аватар пользователя
sergey.bogatov
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 31 дек 2015, 21:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение sergey.bogatov » 01 янв 2016, 21:30

Попробуйте посмотреть в сторону Самары.
Можете заинтересовать их Лунной версией Аист-3...
По крайней мере у них уже много чего есть в железе.


Правда на мой взгляд некоторые вещи у них уж очень железные... ))

Аватар пользователя
Ejj
Сообщений: 290
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 21:01

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение Ejj » 01 янв 2016, 22:34

sergey.bogatov писал(а):Попробуйте посмотреть в сторону Самары.
Можете заинтересовать их Лунной версией Аист-3...
По крайней мере у них уже много чего есть в железе.

"Аист-3" по описанию интересная машинка, но уж больно военная и потому секретная, как я вижу.
sergey.bogatov писал(а):Правда на мой взгляд некоторые вещи у них уж очень железные... ))

Это точно:
Изображение

Аватар пользователя
sergey.bogatov
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 31 дек 2015, 21:48

Re: Доступные приборы и комплексы.

Сообщение sergey.bogatov » 01 янв 2016, 23:36

Ну это первый Аист. Проба пера... ))
Аист-2Д:
aist_kosmonavtika.jpg
aist_kosmonavtika.jpg (11.93 KiB) 5589 просмотра

Космический аппарат «Аист-2Д» разрабатывается в рамках комплексного проекта Самарского государственного аэрокосмического университета и АО «РКЦ «Прогресс» «Создание высокотехнологичного производства маломассогабаритных космических аппаратов наблюдения с использованием гиперспектральной аппаратуры в интересах социально-экономического развития России и международного сотрудничества», реализуемого по Постановлению Правительства РФ от 09.04.2010 г № 218.

В рамках реализации проекта «Аист-2Д» будут решаться следующие задачи:

- отработка базовой платформы для малых спутников;

- отработка новых методов и технических средств наблюдения земной поверхности;

- проведение серии технологических экспериментов в космосе в интересах науки и производства;

- обучение студентов и молодых специалистов методам проектирования, производства и управления малыми спутниками, а также методам обработки информации, получаемой при их функционировании.

Про военных - ни слова). Посмотрим, что с третьим будет. И будет ли вообщее..


Вернуться в «Бортовой комплекс управления»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость